aisses_s: (Default)
aisses_s ([personal profile] aisses_s) wrote2016-10-24 01:25 pm

Кофе – вот финал настоящих завтраков!

Кофе добрался до Франции в первой половине XVII в., а в Париже он появился в 1643 г. Вокруг нового напитка сразу же возникли споры, в первую очередь, медицинского характера. Одни врачи восхваляли его, утверждая, что кофе помогает буквально от всех болезней – своими парами спасает от простуд и лечит глаза, укрепляет печень, желудок и исцеляет сердце. Даже столетие спустя Лоренс Стерн писал о том, что кофе на молоке «очень полезен для чахоточных, но молоко и кофе надо варить вместе – иначе будет только кофе с молоком».



Другие доктора были категорически не согласны с этим мнением – мол, если кофе и можно пить, то в исключительно малых дозах, но лучше и этого не делать. Один из врачевателей и вовсе разразился целой публичной лекцией в 1679 г. на тему: «Вредит ли жителям Марселя употребление кофе?» (видимо, эскулапа не сильно интересовала судьба жителей других городов). Он пришёл к выводу, что кофе крайне вреден: «С подлинным ужасом наблюдаем мы, как этот напиток благодаря свойствам, которые ему безрассудно приписывают, почти совершенно вытесняет вино, хотя, по правде говоря, он ни вкусом, ни запахом, ни цветом, ни составом, не достоин сравниться даже с отстоем, то есть, я хочу сказать, с винным отстоем». Но кто и когда слушал рекомендации врачей?!

В 1686 г. сицилиец Франческо Прокопио деи Кольтелли открыл первую парижскую кофейню «Le Procope», которая располагалась напротив театра Comédie-Française (эта кофейня существует до сих пор). Её скорый успех способствовал тому, что кофейные заведения вскоре распространились по всему Парижу. В высшем свете утренний кофе стал модным времяпрепровождением. Например, известная мадам де Севинье, гордившаяся тем, всегда первой узнает все парижские новости, каждое утро встречалась со своими друзьями за чашечкой кофе, чтобы расспросить о том, что происходит.


Слева: Николя де Лармессан «Платье торговца напитками», эстамп, ок. 1690–1700 гг. Справа: «Продавец кофе», XIX в.

Уже к 70-м годам XVII-го столетия в Париже открываются первые заведения, где продают и готовят кофе. Элитарный прежде напиток постепенно становился все более доступным для всех слоев общества, и к концу XVIII в. пророчество марсельского доктора сбылось – кофе оттеснил вино на второй план! К 1780-м годам в Париже насчитывалось около 600-700 кофеен. Они заполнялись посетителями вечером примерно в начале шестого, а к одиннадцати часам этих посетителей начинали потихоньку выпроваживать. Например, в конце 1773 г. недалеко от Лувра, у начала Нового моста, открылось новое заведение – кафе «Парнас». Ходили слухи, что хозяин потратил на его покупку 20 тысяч ливров, а на отделку – все 30! Кафе быстро стало популярным местом, там встречались адвокаты, прокуроры, служащие. Сюда любил заглядывать один из идеологов будущей революции – адвокат Дантон.

Бытовало мнение, что кофейни чаще всего посещались людьми бедными или праздными, и, если человек проводит свои дни в кафе, то значит у него нет знакомых и что его не принимают в хорошем обществе. И всё же, кофе со временем завоевал всех. «Нет такого буржуазного дома, где не угощают кофе», – пишет в 1782 г. Ле Гран д'Осси, французский ученый того времени. А Луи-Себастьян Мерсье отмечает: «Обычай пить кофей с молоком укоренился и так распространился в народе, что напиток этот сделался постоянным завтраком всех ремесленников, работающих на дому. Они находят его выгоднее, вкуснее и питательнее всех прочих. Поэтому они пьют его в несметном количестве и говорят, что в большинстве случаев он служит им поддержкой вплоть до самого вечера». Правда, Мерсье задавался вопросом, отчего среди посетителей кофеен царит мрачный нрав. Он считал, что именно кофе является тому причиной, так как эта «черная вода вреднее благородного вина». Даже в тюрьмах заключенные не были лишены кофе (хотя, предположу, что далеко не все). Известно, что Марии-Антуанетте подавали на завтрак кофе (или шоколад) и маленький хлебец.


Жан-Мари Миксель «Девушка, пьющая кофе», эстамп, последняя четверть XVIII в.

В начале XIX в. судьба этого напитка была переменчива. С одной стороны, к этому моменту кофе (наряду с сахаром) настолько широко распространился, что без него не представляли жизнь даже обитатели деревень. Кофе также выдавался офицерам и солдатам наполеоновской армии – это был сорт «Мокко», самый любимый у Наполеона. А с другой стороны, когда была введена континентальная блокада (1806–1814 гг.), цены взлетели до небес – фунт кофе стоил 8 франков. Позднее Наполеон говорил: «Ни золота, ни серебра мне не хватало так, как сахара и кофе: поэтому добродетельные женщины так и не простили мне континентальной блокады».

Примерно с 1815 г. кофейная жизнь наладилась. С восьми утра в кофейнях подавали кофе с молоком. А вот после обеда частенько брали кофе вместе с рюмкой крепкого напитка, и пили их либо по отдельности, либо смешивая, иногда даже поджигали алкоголь, расплавляя в пламени сахара, чтобы он превратился в карамель. Так, шаг за шагом, этот крепкий, бодрящий и вкусный напиток завоёвывал сердца и пленял души французских гурманов. И хотя с XIX в. очень много поменялось во вкусовых пристрастиях и привычках французов, их современную жизнь невозможно представить без чашечки ароматного кофе. Как писал Оноре де Бальзак: «Чай, кофе, шоколад – вот финал всех настоящих завтраков!».



Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting